Версия для печати
http://www.bedusenko.com/ne_lepo_li_ny_byashet/


Публицистика - Не лепо ли ны бяшеть...




             Не лепо ли ны бяшетъ, начяти старыми словесы, братие, трудныхъ повестей о… 
             Иными словами – не пришла ли пора, братцы, отлепить от зубов своих жвачку, отложить «бульварно-желтую» прессу, слегка напрячься, да и поговорить о самом что ни на есть наболевшем – о культуре нашей? О культуре многострадальной, культуре, в большинстве случаев, низвергаемой в пучину низменных интересов и привычек.
             Тема, конечно, не из простых, но отвертеться все равно не получится – ведь любая наша деятельность – живое свидетельство этой самой культуры. Или, пардон, бескультурья…
             Всегда и всюду.
             От «подворотен» – и до «парламентских палат».
             Итак, побеседуем. А в беседе нашей отталкиваться станем, по преимуществу, от телевиденья, ибо оно – едва ли не основной источник всеобщей информации – Глашатай, соответственно, хорошего или дурного тона. А с глашатаев, известно, и спросу больше.
             Маскультура… Не пойму, что это за аббревиатура такая? Кто придумал ее – мастодонты? Масоны? Массажисты? Маскировщики?
             А-а-а, вспомнил: трудовые и нетрудовые массы. А ответственность разложили на всех придумавших. И лозунг крутой сварганили: «хлеба и зрелищ!» Эх, хорошее было государство – Рим!.. Грандиозное, можно сказать. Было, да сплыло. Почему?  Да зрелища эти самые и разложили! Изнутри. ТV, правда, тогда еще не было – вот амфитеатрами и обходились. Помните – где гладиаторские бои демонстрировались? Рим, конечно, простоял века. А вот с голубым экраном, при таких-то нравах дело гораздо быстрей пошло бы – за пару десятков лет не стало бы империи! Да и не только римской. Этруски,  византийцы, и даже учителя римлян – эллины – все наступали на те же исторические грабли…
             В нашей стране, как и в целом ряде других, правда, смертоубийствами, по преимуществу, в кино развлекаются, оттого и существуем мы. Пока… Кстати, триллеры – чада той самой массовой аудитории. Что делать, многие любят созерцать горы невинных трупов на экране, нимало не задумываясь о том, что за «адреналинный разогрев», платят остатками человечности….
            Правда, иные картины, вроде новогодних «интеровских» фильмов с поющей подтанцовкой, выглядят куда более безобидно. Но только на первый взгляд. Потому что речь идет не о чем-нибудь, а о «покушениях» на классику. Помните – «Вечера на хуторе…», «Свадьба Фигаро», «Сорочинская ярмарка», «Двенадцать стульев», и прочие «перлы  безвкусицы»? Даже щедро оплаченные известные российские артисты, снявшиеся в «перлах», вместо того, чтоб поднять продукцию до своего уровня, позорно скатились до уровня самой продукции (!)
          Пойдем дальше. Как вам ток-шоу типа «нагиевских» «Окон» на «Тет-а-тете»? Лично мне хочется после них долго и старательно отмываться, как было бы при попадании в бочку с дегтем. Не говоря уже о подставных лицах и сфабрикованности сюжетов. Да и натужно-сальные реалити-шоу «Дом І и Дом ІІ» не многим лучше. Порядком поднадоели и «ресторнно-поварские»  заполнения пауз. Просто «пиаризация» лиц их ведущих и не более того. Исключения – Б. Бурда, и А. Макаревич. Не обижайтесь, «лица»!  Не всем же быть личностями…     
           Но «желудочные паузы» – еще полбеды. Есть «паузы» совсем иного рода. Как сейчас помню, телепередачу, где молокосос-ведущий пафосно прочел в камеру старательно вызубренный текст следующего содержания: когда древние египтяне и греки еще не спустились с деревьев, украинцы уже были нацией»! А полгода спустя, на нашей территории были обнаружены остатки трипольской культуры. И пошло-поехало… Ведущие повзрослели. В цикле передач «Логос» на канале «ТР», велеречивые дяди из Союза писателей и даже кое-кто из прикормленных докторов наук, бия себя в белые груди, стали  пространно рассуждать о происхождении Украины. Наши предки, оказывается, не кто иные, как трипольцы. Три, а еще лучше – четыре тысячелетия до нашей эры – это звучит гордо и вполне отвечает великодержавным амбициям.
          В общем, осталась самая малость – «будь якою ціною, довести, що, трипільскі добродії полюбляли вуса з оселедцями, та розмовляли справжнісінькою українською мовою! Помните, как кто-то там на полном серьезе доказывал, что сам Иисус Христос «не з Галилеї, а з Галичини...” Вот и с Трипольем – схожая ситуация. Только одного наши ученые карьеристы не учли: трипольцы – выходцы из Анатолии, а украинцы – из Европы. Кроме того трипольские следы обнаружены и в Румынии, и в Белоруссии, и в Польше, правительства которых как-то не торопятся заявлять о своїм первенстве в мировой истории… Могу дать исследователям дельный совет: не мельчить. Пусть копают глубже и напрямую ассоциируют украинцев с питекантропами и дреопитеками. Или с Адамом и Евой – это уж как кому понравится.
          Казалось бы, посмеяться впору, но... почему-то не смешно.
          Частенько о русских в Украине говорят, как о национальном меньшинстве. Как о татарах или даже караимах (0,2 %). Кому какое дело, что более тридцати миллионов украинцев, считают русский родным, впитанным с молоком матери, языком!.. Может и вовсе выслать их в Россию – пусть болтают там сколько влезет!
           А мы – сами с усами! Будем переделывать под себя мировую историю, распевать пораженческие гимны, распивать родные водку с пивом, курить “Ватру Премиум”, и дружно превращать все дальнейшие «Майдани Незалежності” в архитектурные посмешища.
          Не о том печетесь, Отцы Державы! Не с языков надобно бы  начинать, а с экономики и, конечно же, культуры. Позаботьтесь, наконец, о поднятии жизненного уровня не для отдельно взятых семей, а для народа вас избравшего. Поддержите национальную интеллигенцию, поняв при этом, что не единым шоу-бизнесом жива цивилизация. Примите, наконец  необходимый как воздух, “Закон о спонсорстве и меценацтве, давно уже действующий во всех развитых странах”. И, если уж действительно хотите защитить украинский язык  (кстати, ни в какой защите не нуждающийся), то защитите его от слишком рьяных его “защитников”. Учат то, что хотят, а не то, что учить заставляют. И уж конечно, вмененное в обязанность не только не любят, а тихо ненавидят. Азы психологи.
          В завершение этого эпизода спрошу: знаете, чем национальное отличается от националистического? Первое – любовь к своим. Второе – ненависть к чужим. Дядя Адольф – помните такого? – в свое время, взял на вооружение, именно второе. Надеюсь, всем все ясно. 
           Продолжим наш культурный экскурс и попробуем несколько ослабить политическое напряжение, перейдя с классической драмы на трагифарс. То есть, вернемся к телеобзору, а точнее, к эстрадной его части. Для вящей образности, начну со стиха:  
           Ох уж эта мне «фабрика звезд», постоянно терзающая слух и зрение своими бесконечными «выкидышами»!.. Эти нескончаемые хит-парады, хит-базары, шоу, рейтинги популярности, смотры, фестивали, трали-вали…
          Как вы думаете, что такое «шансон»? Как по мне – высокое творчество Шарля Азнавура, Жульет Греко, Миррей Матье, Жильбера Беко и, конечно же, Эдит Пиаф. Но кое-кому угодно было, точно в насмешку, присобачить этот благородный термин к нашей блатате. Шансон «Владимирский централ» – это звучит гордо, не правда ли? Ладно, присобачили. Но почему разные там Кемеровские, Трофимовы, Кричевские и прочие «Плинтусы», допускаются со своей жалкой продукцией на центральные концертные площадки, в то время как их место – разве что, среди братвы, в клубах по интересам?
          Нет ответа. Грустно.
          И вообще, пока у нас будут котироваться полупрофессиональные группы типа «ВВ», будут крапаться и исполняться подзаборные песни типа: «Пупсик» и «Чертополох» – грош цена будет отечественной попсе!               
           Двинемся дальше. Приведу в пример два, на мой взгляд, не только бездарных, но и аморальных телепроекта: «Шикинемо» на «Интере» и «Полный фешн» на новоявленнм канале «Сити».  
            Ведущий «Шикинемо» – печальной известности Кузьма Скрябин, от которого, как от «предателя революции» отказалась его же собственные ребята. Этот хрипун, однако, не растерялся и с выгодой для себя пристроился валять дурака и торговать физеомордией. Да так лихо, что, кажется, занял треть всего «интеровского» эфира. Если честно, то не понимаю, как это поп-группу можно было назвать: «Скрябин»… Если тов. Кузя не знал о существовании великого русского композитора и пианиста Александра Николаевича Скрябина, то это – верх  невежества. Если же знал – верх наглости. В чем суть вышеупомянутого проекта? Да в том, что в течение часа нужно успеть потратить тысяч с двадцать «дурных» спонсорских денег. Видите ли, считается забавным наблюдать, как не укладывающийся в регламент счастливчик, покупает все, что ни попадя. А в это время, где-то неподалеку, в сыром подземном переходе, за копейки выступают действительно талантливые хлопцы, которые играют и поют так, что никаким «Лже-Скрябиным» и не снилось…
             Что до проекта «Полный фешн», то он имеет расшифровку: «Каждый день С. Зверева». Который парикмахер с замашками стилиста. Глупее, чем снимать этого патологического типа, придумать ничего невозможно… Лично мне, тов. Зверев напоминает дрессированную обезьянку, перенесшую к тому же сложнейшую пластическую операцию. Не будь обезьянка эта столь нахальной, надменной, и матерящейся без всякого повода, она вызывала бы не брезгливость, а острую жалость… Что и говорить, этакая «Звериада» сделала бы честь телевиденью всех стран и народов!..
             А ведь были когда-то и другие времена!.. Вот именно, «были»… Помните, как в неравной борьбе с «тотальной украинизацией» исчез последний русский телеканал – «РТР Планета»? Телеканал, кстати, полностью посвященный культуре? Вот что я скажу вам, господа из «Нац. Рады»: чем убирать этот достойнейший образец вещания, лучше попытались бы на его примере поучиться тому, от чего отстали, как та кукушка – от ястреба…    
             Чу, слышу уже возмущенные голоса: «Мы тоже не лыком шиты – ведь у нас есть целый Университет Культуры и Искусств»! Точно, есть, а я и забыл… Университет, ректор которого, вероятно превратил Первый Национальный в свою вотчину, и вместо того чтобы заниматься делом, вечно маячит на эстраде, окруженный полуголой студенческой толпой, верноподданно заглядывающей в рот шефу. (Фамилию шефа указывать не стану, а то еще, чего доброго, бумага покраснеет). Да что там, бедные студенты, когда не кто-нибудь, а один из девяти наших Министров Культуры, здесь и там демонстрируя «рідну мову”, обзывал «дерегентів»… «дэрежэрамы». Браво! Артуро Тосканини, Герберт фон Караян, и Евгений Мравинский были бы ему премного благодарны…   
            А как вам, отправление Верки Сверблючки – Лица и Бюста Нации на «Евровиденье»? Виват! Уверен, она превзойдет «Аббу», Селин Дион и Руслану вместе взятых, и поставит Европу на карачки!  
            Галерея незабываемых образов… Блеющие ректоры, шепелявящие журналисты, лебезящие парикмакеры, стонущие модели, наконец, визжащие гермафродиты – воистину богата ими, наша древняя земля!.. Остается добавить к этой славной когорте еще и вокализирующих ассенизаторов – вот тогда действительно будет «Полный..!» «Полный фешн», то есть.
             Впрочем, есть мнение, что умный на такую клоунаду не пойдет, а дураку – туда и дорога. Так что, пусть «серые кумиры» кукарекают себе на здоровье.
             Ошибочка. Про психологию восприятия забыли. Так уж устроен человек – ко всему привыкает, ежели постоянно зомбировать его пусть даже и культурными отбросами. Кроме того, существует громадный процент середняков – граждан далеких от искусства, но наивно симпатизирующих всему, что «показывают по «ящику», или же граждан, попросту не сформировавших еще свои оценочные критерии. Как с ними-то быть?
            С некоторых пор я накрепко уяснил: любой средний потребитель, может со временем выйти на уровень, как филармонии, так и подворотни. Конечно, если предоставить человеку маломальскую возможность выбирать. Но, выбора-то, как раз и нет. Сами знаете, что наши эфиры заполнены отнюдь не Бахом и не Моцартом… Стоящих проектов меньше, чем пальцев на одной руке.  Вроде «Первой  экспедиции» на «Интере» (ныне уже закрытой) и «Импрезы» на «СТБ», идущих почему-то в 3 или 4 часа ночи… «Импреза», кстати, достаточно квалифицированно обозревает джазовую и камерно-симфоническую музыку различных эпох. Да, вспомнил, есть еще «Театрально-концертный  Киев» на КГРК, но эта программа идет «после дождичка в четверг». Уж если Украина так старательно пытается интегрировать в Европу, то может стоит вспомнить, что последняя воспитана именно на классике. Потому и попса европейская, неизмеримо более высокого уровня.
                Согласитесь, в свете этой информации, мутный поток «культурного неликвида» становится не просто неуместным, но даже преступным.
                Такие дела.
              Как вы думаете, почему понятие cultura, как совокупность материальных и духовных ценностей, характеризующих уровень развития общества, так живо ассоциируется с понятием cultus (почитание)?
             Да потому, что ежели и есть на Земле что-либо достойное возведения в культ, так это именно культура.
             А и приспело время, братья, произвести краткий анализ.
             Основных причин создавшемуся положению вещей – четыре.
             Во-первых – давняя и далеко небезосновательная историческая обида на наших северных соседей. Хотя должно быть совершенно очевидно, что во всем виновата алчная череда российских диктаторов, а никак не русский народ в целом. Трагическое заблуждение – считать иначе.
             Во-вторых – всеобщее душевное огрубление славян, вызванное, в частности, урбанизацией и переходом на «капиталистические рельсы». Какая потеря!.. Ведь во все времена, именно славяне являлись примером духовного лидерства…
             В-третьих – весьма своеобразная особенность нашего менталитета, в ряде случаев, ставящего во главу угла простую, как мычание установку: «лучше плохонький, да свой». Отсюда же – и «сватовство» с «кумовством»,  выгодные, конечно же, для личного, но, невероятно пагубные для общего дела. А ведь даже Тарас Григорьевич говаривал: «І чужому навчайтесь, і свого не цурайтесь”.
              И, наконец, в-четвертых – повсеместная и безраздельная власть капитала. Отечественный или зарубежный, нуждающийся в отмывке или же нет, но он всегда, увы, берет верх, ведь известно: «кто платит деньги, тот и заказывает музыку». Или музычку.
              А в результате – все происходит, в точности, как в «Фаусте» у Гете. Помните? «Люди гибнут за металл»…
              Все. Подбиваем итог, каким бы он ни был, и да будет мне прощена некоторая жесткость слога, оправдываемая лишь принципиальностью позиции и непреходящей важностью самой темы.
              И – никаких «украинофобий». Элементарная справедливость.
              Не знаю как вы, а я уж порядком притомился я от созерцания зияющей пропасти между желаемым и действительным. Посему, завершу свою, воистину «трудную повесть» краткой аллегорией.
              Есть две Арки, обойти которые не получится, потому, как обе они – на вашем Пути.
              На первой Арке значится: «Культура», на второй – просто: «Культя».
              Первая – сплав строгости и благородства, и со стороны ее раздается джазовая, арт-роковая, наконец, симфоническая музыка. Вторая же – смесь лепнины и позолоты, и доносится оттуда в лучшем случае, перлы популяризации музыкальной классики, дешевые панк-стебы, а то и вовсе – дремучая блатата.
              До первой арки еще топать и топать, зато вторая – вот она – под самым носом.
              Но перед тем, как сделать решающий шаг, четко осознайте следующее: войдете в любую из Арок – и дороги назад уже не будет…
              Итак, Первая Арка или Вторая?
              Правая или Левая?
              Культура или же Культя?
              Вам решать.

                                       Сергей Бедусенко



16.05.2009



Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий