Cодержание

 

Вход для друзей

Добро пожаловать на сайт!
Пожалуйста, авторизуйтесь:





  [?]



Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться

Случайная фотография

Публицистика - Память волнуется-раз, память волнуется-два...




         На Старый-Новый год, «Второй Канал», называемый в народе: «один, совсем один), решил порадовать телезрителей не чем-нибудь, а старым-новым музыкальным проектом. На сей раз жребий пал на весьма популярный в свое время альбом: "По волне моей памяти"
          Немного истории.
          Россия. Конец семидесятых. Период, так называемого, «застоя». Вышеупомянутый альбом, принадлежащий перу широко известного композитора  Давида Тухманова, выпускается  звукозаписывающей фирмой  «Мелодия» и представляет собой своеобразную сюиту из десяти частей – песен, а также инструментальных номеров, связанных общим замыслом. Все это укладывается в виниловый «гигант». А задумано следующее: соединить голоса больших поэтов разных эпох и стран со звучанием современной песенной формы. Осуществить запись помогают не кто-нибудь, а медная группа ансамбля «Мелодия», струнная – Большого симфонического оркестра, солисты культовых групп: «Аракс», Арсенал», «Самоцветы» и др. И замысел, представьте, удается! Однако, оказывается настолько необычным, что «прозаседавшаяся» советская цензура, поначалу не подписывает его к тиражированию. Спасибо зарубежным продюсерам – подсобили. И пошло-поехало: радиоволны дружно слились с «волнами памяти» в одно звуковое цунами!..
          Украина. Наши дни. Внимание! Тухмановскому шедевру оказывается щедрая услуга: возможность обрести нечто вроде «второй жизни».
           Сама по себе идея, принадлежащая, не в меру примелькавшемуся, Александру Цекало, впрочем, достаточно интересна, так что музыкальный продюсер – Дмитрий Климашенко приступает к работе. И вот он – результат.
           Формально, вроде бы, все условия соблюдены: известные исполнители, современные студии, приличная техподдержка, оригинальный сценарий и видеоряд, но, вот беда… В результате отмывания одиозного альбома от тридцатилетней паутины, «вместе с водой, выплеснули и ребенка» – ни в чем не повинного Давида Тухманова.
           Как же это произошло!? Охотно объясню.
           Дело в том, что со стилевой, в частности, точки зрения, «Волна» – явление непростое – представляет собой: «поп-арт-рок», и в этом одна из его многочисленных изюминок. У наших же бравых модернизаторов, получился такой себе: «поп-поп-поп». Глазами танцора – в самый раз! А вот глазами композитора и драматурга, наоборот – в самый таз! Авторы сценария и режиссеры-постановщики (Феликс Михайлов и Егор Дружинин), малость недоглядели. Затанцевали классный материал, «затопали»… Да еще и номера местами поменяли. Точно, фужеры на столе. Я уж молчу относительно новых (слава богу, хоть тухмановских) песен, вставленных в музыкальную ткань, волевым решением постановщиков-перестановщиков. Сквозная линия – до фени! Лирико-романтический настрой – тем паче!
          Ну, а чего же вы хотели, уважаемые? «Помотивщина» – она и в Африке – «помотивщина». А, стало быть, «несерьезна».
          Вот мы и подошли к «святая святых» – музыкальной части. Мне рисуется такая картина. Упомянутый уже Д. Климашенко, созвал своих подопечных и, подмигнув, провозгласил: «Ну что, ребята, состряпаем десяток-другой ремиксиков?! Бабки-то – вот они»!
          Ну а теперь, по существу. Дима, всю сознательную жизнь занимавшийся песней (и, надо сказать, небезуспешно), на сей раз столкнулся с крупной, и притом неординарной формой, до которой, естественно, не дотянул. Чутко направляемые им аранжировщики (Павел Терещенко, Олег Федосов и Андрей Кирющенко), столкнулись с аналогичной проблемой: недостатком столь необходимого здесь, классического образования. В результате,  усредненным оказалось все подряд: и темпы, и тембры и, что особенно неприятно, эмоции. Рельефные тухмановские контрапункты и «рифы», практически не прослушиваются, в хаосе новых, малоуместных «собратьев», сольные партии – утонули в «волнах наших ритмов». Динамические взлеты – те и вовсе разбило о скалы амбиций. Таким образом, знаменитых контрастов сюиты – как ни бывало! Симфонические эпизоды – «приказали долго жить». Даже гармониям, и тем не повезло: в ряде случаев они, зачем-то «дополнены и улучшены». В общем, создается впечатление, что оркестровки «снимались» музыкантами не по нотам, а по памяти… Одним словом – сплошной звуковой вандализм!
          Безусловно, есть на этом поприще и свои положительные стороны. Например, работа ритм-секции. Она достаточно технична и изобретательна. Запись, также, не вызывает нареканий. (“D. K. Music production”, “TOGA studio”, “OUT”). Если бы речь шла не об уникальном альбоме, а о простой, ни на что не претендующей «попсе», типа «Хуторянских вечеров» – пойте себе и радуйтесь!
          Весьма неравноценен и подбор исполнителей, укладывающийся в набившее оскомину понятие: «тусовка». Коротко и ясно. Первой ошибкой было приглашение поп-исполнителей. А надо бы – «рок», или, хотя бы «поп-рок»! Исключение – хоть и бывший, но рокер – Александр Маршал, а также, Владимир Гришко (почему-то выпавший из титров) и Ираклий Пирцхалава – «классики», оказавшиеся в нужное время и в нужном месте. Эх, добавить бы к ним, скажем, Николая Носкова, Ольгу Кормухину, да хоть бы и Гришу Лепса!..
          Но хватит мечтать. Начнем с дамы, а там – как получится. Долженствующая быть изысканной, Сафо (Лолита Милявская), соответственно, приобретает вульгарный,  «кабарешный» оттенок, отчего ее  страсти-мордасти, в лучшем случае не впечатляют. Жидок и инфантилен тинейджерский кумирчик – Дима Билан. До высокой поэзии ему, как кукушке – до ястреба. Максим Леонидов честно пытается вспомнить свое славное «бит-квартетное» прошлое и, до определенной степени, ему это удается. Но лишь до «определенной». Что до Антона Макарского, то ему досталась особо сложная задача: «Сентиментальная прогулка» окрыленная блистательным словом Поля Верлена. Может, в силу своих, вполне пристойных вокальных данных, певец и потянул бы ее, да аранжировка помешала: тупенькая барабанная подложка, бесконечно отдалила номер от пронзительно-лиричного оригинала.
           Залихватская песенка: «Из вагантов» на поэзию ХІ – ХІІІ вв, несмотря на утраченный оркестровый колорит, прозвучала в исполнении Вячеслава Бодолика, вполне органично. Видимо, потому номер и решили “отфутболить” в  финал. Вопреки всяким-разным партитурам. Знай наших!
           Новая, симпатичная и, безусловно, талантливая «звездочка» – Тина Кароль, вроде бы и вошла в свой польский образ, да вот образ в нее – не очень.  Другая же, хоть и порядком уже «озвездившаяся» исполнительница – милашка Ани Лорак, столкнувшись с серьезной поэзией Анны Ахматовой, оказалась слегка «не в той  возростной категории». Как-то не торопишься верить в ее старательно прочувствованные «…десять лет замираний и крика…» Думаю, что и для прославленной Ильзе Лиепы, ее роль, явно не «апофеоз творчества». Гарика Сукачева и Анастасии Стоцкой, врать не беду, почему-то не приметил… Что ж, может оно и к лучшему.
           Весьма важная деталь. Всем хорошо знакомые, тухмановские окончания фраз  (опевания, мелизмы, фиоретуры, и т.д.), давно уже ставшие неотъемлемой частью мелодий, в данном случае оказались брошенными на произвол судьбы. Мало кто из певцов, их сохранил: кому-то, видать, не понравились, у кого-то, и вовсе – не получились. В результате все, как один,  вокальные версии оказались хуже «родных». Забавно, не правда ли?
           И вот, наконец-то, перед нами – сам Дима Климашенко в обнимку с выбранной им жертвой: номером «Сердце мое, сердце» на стихи Йоганна Вольфганга Гете. Кстати, если будете искать великого поэта  в титрах, не удивляйтесь, там он значится, как гражданин: Й. В. Гото. Если уж быть оригинальными, то во всем! Димина «фанера», как вы уже догадались – самая наворочанная. Не допетые другими, мелодии, компенсированы в ней, целой уймой импровизационных подголосков «беков», и тому подобных «чернокожих» штучек. Другой вопрос – место ли им здесь.
           Хотите знать, насколько удачно певец-продюсер слился с портретом романтичного героя-любовника? Нет проблем! Представьте этакого, кормленого орешками, человечка с лицом цыгана, облачением француза, соул-вокалом негра и российско-немецкой речью, впридачу! Ну вот, видите, вам уже все ясно. Что сказать еще… Спасибо, хватило ума не всобачивать в сей солидный музыкальный материал, какую-нибудь Верку Сердючеку или Олега Скрипку! Ведь пригласили же последнего на роль кузнеца Вакулы, идущую ему, не более, чем ворону – павлиньи перья. Погодите, еще и в Гамлеты пожалуют!.. У нас – страна неограниченных возможностй.   
           Но мы отвлеклись. Гораздо глаже, обстоят дела с видениями оператора (Алексей Сеченов) и художника (Сергей Чижов). В рамках поставленной задачи, конечно. Стильно, ненавязчиво, даже эстетично. Костюмы (Евгения Еловикова, Ольга Комиссарова, Камилла Якубова), хореография (Егор Дружинин), динамический свет («ЛАЙТМАСТЕР») и спецэффекты («ЛАБОРАТОРИЯ СПЕЦЭФФЕКТОВ»), также не раздражают зрительный нерв. Предложенная мера условности, пусть и с оговорками, но принимается.
           В целом же, свежеиспеченному, музыкальному телефильму или, попросту говоря, теле-шоу: «По волне моей памяти», смело можно поставить крепкую четверку с минусом (без обид). Поверьте, это совсем неплохо. Особенно, ежели сравнить с недавним кинопокушением на Илью Ильфа и Евгения Петрова. С этим-то вариантом все ясно: вбили в него, точно в вампира, хороший «кол» – и гуляй Вася, точнее – Ося!
           В заключение, искренне советую всем, кто этого еще не сделал, не полениться и, раздобыв соответствующий носитель, внимательно прослушать оригинал “Волны”. Получите “море удовольствия”, а заодно и проверите, насколько правомочны мои рассуждения.     
           «Память волнуется раз, память волнуется два…» Кстати, о памяти. Помните, я вначале упоминал об услуге «второй жизни», оказанной авторами данного проекта Давиду Тухманову и его детищу? Так вот, только одному судье – Времени, дано разобраться – останется ли наш, старо-новогодний фильм на уровне просто услуги, или же превратится в услугу… «медвежью». Мишки хоть и не тонут сходу но, все же, согласитесь, волны – не их стихия. В отличие от памяти.
          Вот поэтому память и волнуется…                               

Сергей Бедусенко   



16.05.2009



Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий